О селе

                                  С. Боево

 

                                                ИСТОРИЯ СЕЛА БОЕВО

Село Боево берёт своё начало от Воронежского Покровского девичьего монастыря. В 1626 году царём Михаилом Фёдоровичем Романовым на нужды обители было пожаловано Форосанское ухожье. Большая часть ухожья была не заселена, и такое положение сохранялось до второй половины 18 века. В 1764 году Указом Екатерины II в России было ликвидировано церковное и монастырское землевладение. Не избежал этой участи и Воронежский Покровский монастырь.  Вскоре, на изъятые пустовавшие свободные земли, называемые Форостанской степью, стали заселяться бывшие монастырские крестьяне из центральных губерний Российской Империи. По названию сел Каширского района можно определить откуда пришли переселенцы: Московское, Данково, Можайское и др. Также заселение шло и на месте будущего села Боево.
Его формирование проходило в 4 этапа и по составу населения было неоднородным. Первыми жителями Боево стали переселенцы из Брянского уезда Батоговской волости Белгородской губернии (впоследствии Калужской) — бывшие монастырские крестьяне Свенского Новопечерского монастыря Дынской вотчины.

                                                       СПРАВКА.

                        Свенский монастырь

«Свенская обитель была крупным землевладельцем. В пределах Брянского уезда ей с XVI века принадлежали шесть селений в Подгороднем стане, тринадцать — в Батаговской волости, шесть — в Пьяновской. А по ревизии 1744 года указывалось уже 37 селений и 16 тыс. крепостных крестьян. Монастырь также располагал собственными подворьями в Брянске и Карачеве. Крестьяне обрабатывали пашню, ухаживали за посевами, чистили пруды, рубили и вывозили лес и т.д. Ведь Свенские монахи имели квасоварни, рыбопитомник, мельницу, пасеку, кузницу, сукновальни и даже собственную пристань. В довершение всего крестьяне платили еще оброк маслом, медом, грибами, холстами и деньгами. После секуляризации в 1764 году монастырских земель обители были оставлены лишь приусадебный участок, десять десятин пашни, огород, сад и луг для выпаса скота.»

Группа брянских крестьян была размещена на Боевской земле в летнее время 1769 года по указу ведомства Коллегии Экономии, в количестве-262 душ. Цитата из документа ГКЭ: «Ко владению их землями и сенокосу ими назначено от Борщевского рубежа речки Форосанки, с тем, что кроме их ни кто занимать не будет, почему они с того времени и владели.» Спустя два года, в 1771 году, из той же Дынской вотчины, с. Кондрыкино, д. Дынная, д. Вербежичи, с письменного согласия первой группы крестьян и по указу Елецкого Экономического Правления, поселяется вторая группа, в количестве — 61 души. Представителем садчиком крестьян из Кондрыкино и Дынное был — Егор Фокин, из Вербежичей — Корней Иванов.Из источников также известно, что переселенцы состояли в родстве. Брянские крестьяне относили себя к субэтнической группе «полехи» (из полесья). «Полехи отличались многими особенностями в образе жизни, нравах и языке. «Заворотнями» звали их за подозрительный и тугой нрав». В 1771 году численность населения первых переселенцев составляла — 334 души мужского пола и имелось 74 двора.

«Хворостань. Очерк из истории колонизации родного края».               Автор- священник И.Ферронский.

Документы присланные епископом Воронежским в Синод о том, что село Боево заселено в 1769 году. (Данные взяты из архивов РГАДА и РГИА). 

Ещё через год, в 1772 году по указу Коллегии Экономии, к брянским крестьянам добавляется третья группа, а в 1777 году четвертая из разных населенных пунктов  Оболенского уезда Московской губернии (после 1777 года вошли в состав Малоярославецкого уезда Калужского наместничества). Относили оболенцы себя к субэтнической группе «цуканы», от цуканья, произношении ими буквы ц вместо ч, такое произношение продолжалось до начало ХХ века. 

Вселение оболенских крестьян крайне возмутило брянских. И они пишут в Елецкое Экономическое Правление, которое занималось вселением крестьян. В своем письме они справедливо напоминают, что только с письменного позволения старожилов могут вселяться в поселок, «…а мы сие на то не давали согласия», подчеркивают боевцы. В Ельце приняли это к сведению и направили в Боево казначея Ададурова, дабы он разобрался в этом щекотливом деле. Однако в это время в поселке начался конфликт, который вошел в историю под названием «Война за землю». Конфликт заключался в том, что подселившиеся оболенские крестьяне стали захватывать земли и водоемы брянских крестьян, вытаптывать их посевы и луга, красть скот, а потом требовать за него выкуп в размере 30 копеек и более. Вот что запротоколировано в доношении ЕЭП: «… но оный садчик Степанов захватил для их скота имевшийся выгон и в озеро скота их поить не допускают и, порыв со всех сторон каналы, бьёт скот их безрассудно и весь тот выгон запахал и оный их скот ловит и берёт выкуп по 30 копеек и более с скотины…»

Для урегулирования конфликта в 1773 году в Боево из Елецкого Экономического Правления был прислан геодезист Башилов, который размежевав земли, «усовестил» крестьян и установил мир. Но мир длился не долго. В 1774 году в Елецкое Экономическое Правление поступает письмо уже от оболенских переселенцев, они жаловались на брянских крестьян и просили помощи. Вот что гласит доношение: «…а сего 774-го года выше описанные Брянские поселенцы, не смотря на предписанную данную от себя подписку и обязательство, учали чинить разные немалыя обиды, яко то: прогоняют свой скот сквозь их посёлок и в том посёлке их тем своим скотом травят у них всякой овощь, да и тот же свой скот пасут в их распашах и в сенных покосах, а посеенный в поле озимой и яровой хлеб травят и толочат и через то они во всём том причинили им неисчислимый убыток, а посёлка их скотского пастуха экономического крестьянина Михайлу Акимова оные Брянские поселенцы в поле троекратно тирански били немилостливо…» На современном языке это звучит так: Брянские крестьяне не смотря на то что землю разделили, драками вернули ее. Они вытаптывают посевы, крадут скот и берут за него выкуп. А пастуха Акимова трижды били до полусмерти. Также оболенские крестьяне в своем письме просили Правление прислать в село геодезиста для нового размежевания земель. Да и определить неустойку за нарушение брянскими подписанного в 1773 году мирного договора между ними. В том же 1774 году, в июле месяце, геодезисту капитану 2-го ранга Крюкову, находящемся в то время в селе Левая Россошь, из Елецкого Экономического Правления был послан Указ. «В соответствии с указаниями Правления нарезать земли под пашни, выгоны, сенокосы, под поселения по межевой инструкции без всякого утеснения, по 6 десятин на душу..»  После произведённого межевания борьба за землю прекратилась. Однако как показала история, вражда между оболенскими и брянскими продолжалась вплоть до середины 20 столетия. Так, три группы крестьян основали Верхнее, Среднее, Нижнее Боево. Впервые название села было упомянуто на карте генерального межевания 1780 года, и записано, как посёлок — «Верхней, Средней, Нижней Боев».

                                  Карта межевания 1780 г.

В 1775 году численность всех трёх групп составила 466 душ мужского пола, число дворов -120.

Наряду с перечисленными 4 группами в хуторах, существовала ещё и пятая — старообрядцы. По сведениям 1859 года в Боево имелась старообрядческая моленая (молитвенный дом). В 1898 году старообрядцы причислялись к Белокриницкому согласию (одно из старообрядческих поповских согласий, представители которого признавали белокриницкую старообрядческую иерархию), другое название ― «австрийцы»- противоокружники (неокружники). В период с 1891 по 1898 годы численность старообрядцев составляла от 154 до 163 душ обоего пола. Центром неокружничества являлось с. Мосальское, Воронежского уезда.

                        Добро пожаловать в Боево

Такими были события во второй половины XVIII и XIX веков на обживаемой новой территории. Время шло вперёд, люди с самых первых времён заселения, помимо жизненных событий, думали и о духовном. Упоминание о православной церкви связано с первой группой переселенцев. Брянские крестьяне подают прошение в Воронежскую духовную консисторию о назначении к ним священника. До устройства новой церкви будущие прихожане были приписаны к Тавровской церкви пригорода Воронежа.

Указ о восстроении деревянной церкви в Боево был дан в 1772 году. Новопостроенная и освящённая церковь, во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы, стала действовать с 1778 года. Одноимённая церковь существовала и на прежнем месте жительства брянских крестьян, в с. Кондрыкино (деревянная двухэтажная церковь построенная в 1721 г., с приделом Николая Чудотворца).
Через сто лет как повествует архимандрит Димитрий Самбикин в своем труде «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» в 1868 году была начата постройка каменной церкви взамен обветшавшей и тесной деревянной. Храм освятили 23 апреля 1878 года, а ранее, 20 мая 1871 года, в трапезной был освящен придел в честь свят. Николая Мирликийского Чудотворца. К началу Отечественной войны с Наполеоном в поселках проживало 1303 душ. По указу правительствующего Сената от 26 августа 1812 года 26 боевцев прошли рекрут в действующую армию и доблестно защищали свое Отечество. Также село поставляло фуражное зерно и продовольствие на нужды ополчения.

Здание боевской администрации.

В середине XIX века три хутора объединились в одно большое село, протяженностью в 232 двора, где проживало более 3,5 тыс. душ. Растущая численность населения Центральной России вскрыла проблему малоземелья, и в начале XIX столетия правительство стало активнее переселять в Сибирь государственных крестьян, давая им ссуды из казны и налоговые послабления. Поток переселенцев из центральных и юго-западных губерний России двинулся в Сибирь. Боевцы, испытывающие к тому времени нехватку земли, также приняли участие в этой программе, покинув обжитые места. Многие переселились в Тобольскую губернию.

 Боево на карте 1843 года.

Те кто остался в большинстве своем занимались земледелием, но помимо основного сельскохозяйственного занятия, жители занимались пчеловодством (мед и воск продавался в губернский город), изготовляли кафель и кирпич (из которого строили в основном храмы и дома зажиточных горожан). Продукция местной маслобойни производилась на сумму 584 рубля и успешно реализовывалась в Воронеже и во всем уезде. В селе действовали 11 торговых заведений, 5 лавок, чайная. Крестьянин Павел Стрекалин разводил жеребят битюгской породы. На «пестрой» ярмарочной неделе торговали крупным рогатым скотом и лошадьми. Проходивший возле Боево Девицкий почтовый тракт позволял местности бурно развиваться. В селе действовала почтовая станция, на которой можно было сменить лошадей. Численность населения с каждым годом увеличивалась. И перепись 1890 года показала, что в селе проживало 5908 ч. Вскоре Боево выделяется из состава Московской волости и становится отдельной самостоятельной единицей — Боевской волостью. Начинает действовать волостное правление, появляется урядник. В конце XIX столетия в поселении вновь возникла проблема малоземелья и многие жители стали покидать село и уходить на железнодорожные работы. 

 Церковно-приходская школа (не сохранилась)

В 1879 году в селе открылась земская школа, в которой получали образование 91 мальчик и 16 девочек, позже при храме начала свою работу церковно-приходская школа в ней учились 107 мальчиков и девочек, попечителем являлся И. Аристов, преподавание шло и в школе грамоты в ней получали образование 21 мальчик и 6 девочек. В 1915 году в селе открылась низшая сельскохозяйственная земская школа. В начале столетия было принято решение открыть двухклассовое земское училище, но этому помешала 1 мировая война и инфляция. После указа об образовании в Воронежской обл. В Боево появилось Школа Крестьянской Молодежи. Это произошло в 1925 году. Учились в ШКМ как боевцы, так и ребята из окрестных сел. Например, Лыков Г.И., житель села Боево, окончив ШКМ, поступил в с/х техникум, а затем в с/х институт. Работая в ВСХИ, защитил докторскую диссертацию. В ШКМ учились такие знаменитые люди, как Бушмин А.С. — доктор философских наук, Холодов М.С. — полковник в отставке, Викулин К.И. — полковник в отставке и многие другие.

Нижнебоевская школа

В начале XX века в селе жило 5908 человек обоего пола в 777 дворах. Численность населения не переставало расти и в последующие годы, в 1909 году жителей было 6196, проживали они в 769 дворах. В 1914 году боевцы встали под знамена императорской армии и участвовали в первой мировой войне. Эта война унесла 28 жизней боевцев только за первые 2 года сражений.  В годы первой мировой произошел пятый этап заселения села. 19 июля 1914 года российская империя вступила в первую мировую войну. Однако в этой кампании она несла огромные потери и теряла свои позиции. К концу первого года войны прифронтовая линия проходила уже по территории России. Как это всегда бывает от войн страдают мирные жители. Отступление русских войск вынудило мирное население покинуть свои дома.В 1915 году произошло особо массовое переселение жителей Западной Украины, Западной Белоруссии (в прошлом Восточной Польши) и Литвы в Центральную Россию. В большинстве своем это были православные поляки, литовцы и белорусы. Из-за наплыва беженцев пришлось создавать специальные центры по распределению переселенцев. Один из них находился в Воронеже.

                      Окрестности села. 

В июле — августе 1915 года в город поступило более 90 тыс. беженцев. Такой наплыв угрожал городу антисанитарией и эпидемией. И тогда «Комитетом её императорского высочества великой княжны Татьяны Николаевны» было решено этих беженцев распределить по губерниям, уездам и часть оставить в губернском городе. В октябре 1915 года было постановлено переселить часть беженцев в воронежский уезд. Село Боево в то время входило в данный уезд и ему было приписано принять несколько семей из Польши. Таким образом в Боево произошел четвертый этап заселения. Новые селяне принесли в село свою культуру и самобытность. В русскую речь они внесли некоторые родные слова, которые стали позже для боевцев родными. Со временем имена и фамилии поляков русифицировались, а сами переселенцы ассимилировались и теперь по праву считают себя коренными боевцами.

Боевский ФАП

В революционное время советская власть не сразу прижилась на боевской земле. Возникали восстания, поводом для которых стала, проводившаяся повсеместно конфискация запасов зерна у сельского населения «на нужды трудового народа». Не миновали село и репрессии. По данным фонда Мемориал в годы политического террора в СССР пострадали 85 жителей села. Маховик репрессий раскручивался на полную мощь, под него попадали как зажиточные крестьяне, так и беднота. Одними из первых пострадали в 1924 году верующие за участие в крестном ходу к обновившейся иконе в Пятницком храме. В 1934 году и сам приход претерпел ужасы террора. Местные активисты лишили церковь колоколов, звон которых слышался за много верст от села. Противостояние селян и властей, которые стремились разрушить святыню длилось два года. Наконец, в 1935 году был найден компромисс: храм решили не разрушать, но сделать из него склад для хранения зерна. Не смотря на то, что прихожане лишились колокольного звона, многих древних святынь, церковной молитвы, им удалось главное — сохранить храм для потомков. Так исполнилось предсказание местного юродивого, говорившего: «Все церкви продам, только Боевскую и Московскую не продам». Церковная молитва замолчала на долгие 10 лет, но чтобы потом вновь зазвучать и сделать Боево центром духовности для всей округи. Во время коллективизации в селе образовались 12 колхозов, просуществовавших до 1950- х годов. В 1941 году боевцы, как истинные патриоты, встали на защиту своей Родины. Немцы в годы войны Дон не перешли, поэтому село не было под оккупацией. Также на территории села, в Нижнебоевской школе, был создан концентрационный лагерь для пленных мадьяр (венгров) и итальянцев. Многие из военнопленных умерли от болезней и голода, и были захоронены возле школы.

                          Футбольная команда «Боево»

Победной весной 1945 года 453 воина не вернулись в родные дома. В 1995 году к 50 — летию Великой Победы благодарные потомки воздвигли памятник, на мемориальных досках которого выбиты имена всех погибших и пропавших без вести односельчан. Послевоенное время, как и для всей страны, было тяжелым. Голод и разруха сказались на численности населения, рождаемость упала. Такая тенденция сохранялась до 1950 -х годов. После войны боевцы работали преимущественно в колхозах, некоторые перебрались в Воронеж. С началом строительства АЭС в пос. Нововоронежский многие решили связать свою судьбу с атомной энергетикой, стали работать и жить в новом населенном пункте. В 1965 году был образован совхоз «Боевский». Он специализировался на растениеводстве и животноводстве. В большинстве своем продукция поставлялась в поселок Нововоронежский и областной центр. В советское время в селе существовало 3 школы: начальная, Верхнебоевская и Нижнебоевская, в которых дети получали 7-летнее, а потом и 8-летнее образование. 1982 году школы объединили в одну, и школьники стали получать 10 — ти летнее образование в новом двухэтажном здании школы.

                                     Боевцы

Селе было 5 магазинов, ДК, КБО, 2 ФАПа (фельдшерско-акушерский пункт), теплица по выращиванию огурцов, детский сад, школа, библиотека. С Боево связаны такие известные личности, как архиепископ Екатеринбургский Серафим (Голубятников), убитый большевиками в Новоспасском монастыре в 1921 году (его отец являлся настоятелем храма св. вмц. Параскевы Пятницы), Татьяна Лушина, многократная чемпионка мира по прыжкам на батуте (Боево является родным селом ее отца), в селе проживают родные знаменитого на весь мир олимпийского чемпиона по прыжкам в воду Дмитрия Саутина и многие другие. Сейчас Боево занимает третье место в районе по численности населения: в селе проживает 2071 человек, 160 детей получают среднее общее образование. После распада СССР село можно назвать многонациональным и межконфессиональным, здесь обосновались переселенцы из республик и областей некогда великой страны, и мирно сосуществуют с местным населением. 99,8% жителей исповедуют православие (РПЦ), несколько семей ислам (суниты), старообрядчество (РПСЦ), протестантизм (евангельские христиане).

                               Боевская школа

В 1993 году совхоз «Боевский» обанкротился, жители получили паи, многие на их основе создали крестьянско-фермерские хозяйства. Перестали существовать три фермы, теплица, детский сад. Сейчас в селе 4 магазина, 2 ФАПа, аптека, ДК, школа, библиотека, завод по производству круп, птицефабрика, мясокомбинат, который временно не действует. На территории поселения обнаружены залежи минеральных желтых и синих глин, три памятника регионального значения (храм св. вмц. Параскевы Пятницы, бывшая земская школа и могильные курганы относящиеся ко второму веку до нашей эры). Село полностью газифицировано, на главных улицах дорога асфальтирована.

Глава Боевского поселения Наталья Широких.

Главой Боевского сельского поселения является Наталья Николаевна Широких.

Летом 2024 года поселению исполняется 255 лет. Такова летопись села Боево.

 

Выражаем глубокую благодарность Елене Алексеевне Фошиной за предоставленную информацию при подготовке материала.

  • Ссылки на текст.
  • 1.Якушкин.В.Е. «Очерки по истории русской поземельной политики XVIII-XIX вв.»
  • 2. //www.svenmon.ru/                                                                                   
  • 3.«СЕКРЕТНЫЕ ПРОТОКОЛЫ СЕНАТА ОБ ОТМЕНЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ»,1743—1744 гг.
  • 4.РГАДА.Фонд 1090,оп.2, д.521.Елецкое экономическое правление.                
  • 5.«Воронежские епархиальные ведомости», 1898 г.
  • 6.«Памятная книжка Воронежской губернии»
  • 7.«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии»
  • 8.«Воронежская старина, выпуск-1»
  • 9. «Хронологический указатель церквей в Воронежской епархии (1586-1886 г.)» — Воронеж, 1886.
  • 10.Д. К. Зеленин «Великорусские говоры»
  • 11. Фотография церковно- приходской школы предоставлена правнучкой Ефремовых.
  • 12. Сайт Боевской СОШ. //scolaboevo.ru.
  • 13. Сайт Боевского сельского поселения.//boevskoe.ru

ПРОЧИТАНО И ПРОСМОТРЕНО (3289)

О селе: 5 комментариев

  1. Ища сведения о судьбах своих родственниках во время войны 1941-1945 гг. я в одном из документов встретил фамилию уроженца с. Н. Боево. Это Жернокеев Иван Михайлович 1913г. р. Он умер в госпитале №3 города Белая Церковь под Киевом 2 февраля 1942 г. Может это и известно родственникам,а возможно и нет.Считаю своим долгом написать это. Мой тел. 89081438543.

  2. Добрый день. Подскажите, пожалуйста, существуют ли документы в селе, может быть в церкви, о жителях, рожденных до 1920 года. Хочу узнать дату рождения своей бабушки и информацию о ее родителях и родственниках. Бабушка родилась в селе Боево. в 1915 г., может быть в 1914 г. (она не знала точной даты, запись в паспорте была сделана другая, чтобы прибавить возраст). Ее девичья фамилия — Чубучина. Во время войны она с детьми была эвакуирована на Урал, и домой уже не вернулась. Есть ли такие записи, можно с ними познакомиться, если приехать? Буду вам признательна за помощь. Мой телефон 89122415835.

  3. С ПРЕСТОЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ ! св.вмч.ПАРАСКЕВЫ ПРИМИТЕ МОИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ.УКРАИНА .г.НИКОЛАЕВ ЗВЕРЕВ ГЕННАДИЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *