История храма

Современный вид храма святой великомученицы Параскевы Пятницы.

Церковь святой великомученицы Параскевы именуемой Пятница, богата историей. Она видела свой расцвет и упадок. Она пережила все то, что пережила и Русская церковь в годы своего существования. Поведаем же ее историю с момента возникновения с. Боево.

Село Боево образовалось в 1769 году. Первыми жителями с. Боево стали бывшие монастырские крестьяне Свенского Новопечерского монастыря Брянского уезда Белгородской губ. Переселились они на Подонье после указа Екатерины II о ликвидации церковного и монастырского землевладения.

Русский человек без храма долго не живет. Он строит его вслед за своей хатой, раз это новоселебное место. Боевцы были не исключением из этой поговорки. В 1772 году они подают прошение в Воронежскую духовную консисторию о назначении к ним священника. Указ о восстроении Пятницкой деревянной церкви был дан в 1772 г. До устройства своей церкви, будущие прихожане, были приписаны к Тавровской церкви пригорода Воронежа. Заложен камень для будущей деревянной церкви был в 1778 г. В 1782 году преосвященный Тихон III (Малинин), епископ Воронежский и Задонский (на кафедре: 1775-1788 гг.) совершил великое освящение Пятницкой  церкви. Предположительно первым настоятелем был свящ. Антоний Поярков.
В 1868 году (дата выбита на фундаменте колокольни) из-за увеличения численности прихожан был заложен каменный Никольский храм, который был освящен в 1871 г., а в 1873 г. была заложена летняя церковь св. вмц. Параскевы Пятницы на 3.500 тысяч прихожан (возможно с учетом трапезного храма). Великое освящение было совершено 23 апреля 1878 году преосвященным Серафимом (Аретинским), архиепископом Воронежский и Задонский (кафедра: 1865-1886 гг.). В своей книге «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» авторитетнейший историк конца XIX столетия — архимандрит Димитрий Самбикин пишет: «Церковь в с. Боево, Воронежского уезда, первоначально была начата постройкою в 1778 г., а построена в 1782 г., потом была построена новая каменная в 1873 г., освящена 23 апреля 1878 года, с пределом в трапезе св. Николая. При церкви каменная колокольня, земли 66 десятин (на 33 десятины есть план в церкви). Прихожан 1184 д., раскольников (поповского толка) 82 муж. пола».

 «Церковные ведомости Воронежского уезда» за 1911 год пишут о боевском приходе более подробно: «Пятницкая церковь села Боево построена в 1878 году, каменная, с таковою же колокольней. Церковь и колокольня в одной связи, крепка и на каменном (из дикого камня) фундаменте, покрыта железом. Престолы: Два 1. Главный – мч. Параскевы (освящен 23 апреля 1878 года). 2. И в трапезной, во имя свт. Николая Мирликийских Чудотворца (освящен 20 мая 1871 г.). По штату 2 священника, диакон и два псаломщика. На лицо состоят два священника и два псаломщика…»

По преданию сама великомученица Параскева указала в тонком сне вдове, где строить храм. По свидетельству историков и жителей села строительство каменного Дома Божьего было поистине всенародным. При закладке фундамента в основание было положено 12 Евангелий (по числу апостолов). Для крепости кирпичей в раствор добавлялся яичный белок. По ночам втайне от всех, люди, дававшие Богу обет, носили кирпичи на место работ, дабы тем самым ускорить строительство. Не происходило без происшествий. При возведении купола с лесов упал каменщик. Смерть при строительстве церкви было плохим знаком, и, дабы отвести беду от села, жители похоронили несчастного за алтарем, где обычно погребают священнослужителей.

 В конце XIX века жители на собранные всем миром деньги приобрели два больших колокола – Благовест и Праздничный. Их звон был слышен за несколько верст от села. В начале XX столетия местный странник Митрофан Агупов после паломничества в Святую Землю принес из Иерусалима кипарисовый крест в натуральную величину и даровал храму, этот крест и ныне стоит в трапезной у кануна. В 1907 году Боево посетил епископ Можайский Серафим (Голубятников), в будущем епископ Екатеринбургский. Цель его приезда, посетить могилу своего отца священника Георгия Голубятникова, который при жизни служил в Пятницком храме. Преосвященный возглавил Божественную литургию и отслужил панихиду на месте погребения своего отца. Перед отъездом Владыка встретился со старейшим клириком храма псаломщиком Матфеем Нигровым, служившим еще в деревянном храме и который лично был знаком с о. Георгием. 

В последствии епископ будет отправлен по требованию временного правительства на покой в Новоспасский монастырь, там его и расстреляют большевики в числе первых в 1921 году. С приходом к власти большевиков боевский храм пережил ту же судьбу, что и вся Русская Православная Церковь. Однако боевцы смогли отстоять свою святыню от разрушения.

В 1921 году в храме обновилась икона Божьей Матери «Достойно есть», сразу ставшая объектом паломничества жителей окрестных селений. Этим случаем заинтересовался революционный трибунал, который провел в октябре 1921 года показательный суд над группой верующих, обвиняемых в распространении слухов об обновлении чудотворной иконы, и над председателем исполкома, давшим разрешение на проведение крестного хода. Согласно его приговору от 22 октября 1922 года, семеро священнослужителей были приговорены к шести месяцам принудительных работ. В приговоре также отмечалось: «Научно-психиатрическая экспертиза установила развитие эпидемии массового религиозного психоза, а судебное следствие установило извлечение материальных выгод из этого народного бедствия для черничек и церкви». Революционный трибунал признал привлеченных к ответственности крестьян, а также некоторых священнослужителей «одержимыми религиозным психозом», и на этом основании освободил их от наказания. Судьба этой иконы неизвестна. Как правило, обновленные иконы незамедлительно отбирались у верующих и вскоре уничтожались.

Однако в те годы не только большевики терзали Русскую Церковь, в самом ее сердце созрел раскол. Обновленцы захватывали приходы, и даже целые епархии, в это время в селе жили два священника – о. Феодор и о. Димитрий они совершали по очереди Божественную литургию. Благодаря им боевцы не впали в раскол. В сентябре 1933 года три местных активиста сбросили с колокольни два знаменитых колокола. А на следующий день приехавшая комиссия из 18 человек, собрав все село, пыталась объяснить, что «религия – это пережиток прошлого» и храм следует закрыть или даже разрушить. Народ единогласно трижды проголосовал против этого. Уезжая, большевики грозились взорвать храм без разрешения сельчан. С этого дня боевцы встали на оборону храма, их оружием были вилы и топоры. Не единожды приходилось отстаивать храм от поругания. Многие жители были репрессированы за сопротивление властям. Одним из последних настоятелей действующего храма был священник Николай Флоринский. В 1934 году он был отозван в Москву для прохождения воинской службы. На данный момент пока нет документальных подтверждений, что храм был действующим после перевода о. Николая в столицу, однако, по воспоминаниям старожилов храм был закрыт не позднее 1938 года. В данный момент идут исследования точной даты закрытия. Тем не менее в итоге по достигнутому с властями компромиссу, храм был отдан под зернохранилище. В нем хранили овес и просо. Так боевцы лишились церковной молитвы. Утешением было то, что приезжающий иногда священник все же совершал требы в домике напротив, который сохранился по сей день. В эти годы происходило много чудес: мироточил Иерусалимский крест, обновлялись иконы. Жители села рассказывают, как три мужчины придя к храму, слышали ангельское пение. Даже в закрытом храме шло богослужение, и совершали ее Небесные Силы. Во время войны церковь значительно пришла в упадок. После того как власть дала послабление Церкви, прихожане 4 марта 1943 года подали  в Воронежский облисполком прошение разрешении об открытии церкви, но прошение было отклонено. Повторное прошение было направлено 23 февраля 1944 года в Москву. В этот раз 17 сентября 1945 году Совет по делам РПЦ дал разрешение передать Пятницкую церковь «в безвозмездное пользование верующим с. Нижнее Боево Лево-Россошанского района». 4 октября 1945 года был назначен настоятель, им стал свящ. Георгий Тростянский. На долю о. Георгия выпала тяжелая доля – в кротчайшие сроки восстановить храм и начать службы. В противном случае власть могла вновь забрать храм у верующих. 8 декабря 1945 года храм перешел верующим. Однако богослужений в нем не совершалось, так как велся  силами верующих («с их согласия») ремонт храма.  Богослужения в это время о. Георгий совершал в частном доме. Первая служба на дому состоялась 1 января 1946 года. К марту 1946 года реставрация фасада и крыши храма  завершилась, но райисполком так и не прислал уполномоченного доя заключения договора и техника для осмотра здания. В апреле настоятель просит уполномоченного по делам РПЦ  посодействовать об открытии церкви для богослужений. В апреле — мае власти удовлетворили просьбу священника и освободили часть храма от зерна. С этого времени богослужения совершаются в храме. В мае того же года церковный совет официально получил документы на аренду храма. 9  августа 1949 года по просьбе властей верующие вновь были вынуждены сдать трапезный храм в аренду, он снова стал хранилищем зерна.

После возвращения Никольского храма верующим, там был проведен ремонт и 29 июня 1956 г. он был переосвящен. В 30 – х годах местный юродивый Миша Курушин, сказал, я все церкви продам, только боевскую и московскую не продам. Его слова были пророческими, в районе только каширский и боевский храмы сохранились в первозданном виде. В течении более 50 лет храм святой великомученицы Параскевы Пятницы был духовным центром не только всей округи, но и г. Воронежа. Здесь венчались и крестились даже профессора и доценты из ВУЗов г. Воронежа. Только так им можно было сохранить в тайне свою приверженность к православию в безбожные хрущевские времена. В 60 – 70- х годах трудами о. Павла Санталова, впоследствии – схииеромонаха Нифонта (+ 2005 г.) (погребен в Задонске) – храм был вновь расписан, а в Пятницком были расписаны не только стены с колоннами, но и купол.

Если настенные иконы были написаны на камне, то купольные иконы были написаны на холсте и потом эти холсты были закреплены к стенам барабана и неба. Таким образом, отпала регулярная реставрация купола. В июне 1986 года храм подвергся ограблению, грабители вынесли две старинные плащаницы, кипарисовые иконы, серебряный крест и Евангелие. При настоятельстве протоиерея Александра Никулина (Настоятельство:1996—2003 гг.) был проведен капитальный ремонт, как внутри храм, так и снаружи. По всему прочему были закуплена церковная утварь и храмовое украшение. На шпиль звонницы и на купол были  куплены золотые ажурные кресты. Также при о. Александре была начата работа по проведению газа в трапезную, законченная иереем Игорем Баязовым (Настоятельство: 2003 – 2014 гг.). В 2007 году, как и встарь, всем миром были куплены новые колокола, которые заменили висевшие с 60-х гг. кислородные баллоны. 20 января в день Собора  Иоанна Предтечи, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин) (на кафедре с 2003г.) торжественно освятил новые кампаны. В данный момент трудами настоятеля протоиерея Артемия Саенко идет реставрация купола и шпиля. При храме действует воскресная школа, молодежная группа, ежемесячно проходят просветительские беседы для взрослых, совершаются паломнические поездки по монастырям края.

У прихода имеется свой сайт — //boevo.prihod.ru, а также страницы в социальных сетях: https://ok.ru/khramvboevhttps://vk.com/club32231494 В храме хранятся святыни. Это частица мощей св. вмц. Параскевы Пятницы, частица гроба св. блж. Матроны Московской, икона и частица башмачка свт. Спиридона Тримифунтского, икона прав. Иоанна Русского, икона прп. Параскевы Римской (дар храму митрополита Сергия), поясок Пресвятой Богородицы, освященный на Ее святом поясе.
В 1994 году храм признан памятником архитектуры регионального значения и находится под защитой государства.

2018 год памятный для Боево. 200 лет назад образовался наш приход, 150 лет назад был заложен камень в основание каменного храма и наконец, 140 лет назад архиепископ Серафим совершил великое освящение нынешнего храма.

Выражаем глубокую признательность советнику Российской Академии архитектуры, доценту ВГАСУ Кригер Ларисе Валерьевне и Фошиной Елене Алексеевне за предоставленную информацию при подготовке материала. Также благодарим потомков лиц изображенных на фотографиях.

Источники:

Дмитрий Самбикин Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» (Воронеж,1884–1886).

«Церковные ведомости Воронежского уезда» 1911 год.

Сайт Воронежской епархии http://www.vob.ru/news/2007/january/20/in.htm

Дмитрий Соколов «Русская Православная Церковь в период гонений (1917-1937 гг.)» http://rusk.ru/st.php?idar=112187

«Устав местной религиозной организации православного прихода храма. Устав святой мученицы Параскевы Пятницы с. Боево Каширского района Воронежской области. Религиозные организации Воронежской и Борисоглебской епархии». 2011 год.

«Справочная книга для духовенства Воронежской епархии». Составитель — П. Никольский, под редакцией протоиерея А.М. Спасского. 1900 год.

ПРОЧИТАНО И ПРОСМОТРЕНО (2637)

История храма: 3 комментария

  1. Здравствуйте! Церковь в Боево названа в честь Параскевы Пятницы, как и церковь в с. Кондрыкино Жиздринского уезда откуда и пришли поселенцы Боева

  2. Огромная благодарность людям, сохранившим и выложившим здесь фото из прошлого храма. Я наткнулся здесь на драгоценное для меня фото — на нем в центре мой крестный — протоирей Василий Митрофанович Кульченков. Слева от него сидит псаломщик и регент храма Козьма Сергеевич Волков, а справа -ктитор храма Василий Фошин..Не хватает почему-то только пономаря, сторожа и звонаря Севелия. Всех их я очень хорошо помню. Прямо напротив храма жила моя двоюродная бабушка Ксения Васильевна Печкурова, и меня однажды привезли из Воронежа к ней — крестить. Помню, что крестили меня на Светлой седмице. Было мне уже лет пять. А потом я, приезжая летом, стал пономарить своему крестному. Так получилось, что у меня нет ни одного фото крестного. Можете себе представить, с какой радостью я ее здесь нашел ! Крестный мой был настоящий исповедник — он прошел тюрьмы. лагеря, поселение. Он похоронен на Коминтерновском кладбище Воронежа.. Жаль, что не возле этого храма ! Я приезжал в Боево каждое лето. Кстати, очень дружил с сыном Козьмы Сергеевича Серафимом. С Боевом связана и часть трудовой биографии моей бабушки — она работала в школе, расмещавшейся неподалеку от церкви — если встать лицом ко входу в храм, то слева от него (этого здания давно уже нет, но в моем детстве оно еще стояло и в нем учились). Бабушка жила при школе — там была служебная квартира..

    • Спасибо за отзыв, очень интересно было услышать вашу историю.отца Василия в Боево до сих пор помнят и поминают. Церковно-приходская школа, а потом начальная существовала до 90х годов. В лихие 90е ее разобрали, сейчас на этом месте построился местный житель.

      Р.S. Настоятель собирает интересные истории из жизни прихода, в планах выпустить книгу о Пятницкой церкви. Если у вас есть интересные истории и воспоминания о храме, священнике, прихожанах и тд., напишите, возможно ваши воспоминания войдут в будущую книгу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *