Причащение

Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает истинные Тело и Кровь Христовы. В этом Таинстве человек соединяется с Богом и принимает великий дар благодати для вечной жизни. Причащаясь Тела и Крови нашего Спасителя от единой Чаши, мы тем самым соединяемся и друг с другом во Христе, в чем и проявляется наша любовь к Богу и к ближним. 
Господь наш Иисус Христос перед самым страданием Своим в первый раз совершил это Таинство на Тайной Вечери, предварительно представив в нем живое изображение Своих спасительных страданий; причастив апостолов, Он дал им заповедь всегда совершать это Таинство. 
Богослужение, за которым совершается Таинство Причащения, называется литургией. Слово «литургия» в переводе с греческого означает «общественное служение». Трапеза, на которой совершается Таинство Причащения, называется престолом, потому что на ней Иисус Христос как Царь таинственно присутствует. 
Первая часть литургии, за которой приготовляется хлеб и вино для Таинства, называется проскомидией. Она совершается в алтаре во время чтения часов. Слово «проскомидия» означает «принесение». Это название напоминает об обычае древних христиан приносить в храм свою жертву — все нужное для совершения литургии. 
Хлеб, употребляемый для Таинства Причащения, называется просфорой, что значит «приношение». Практически они пекутся при храме, где их и можно приобрести. Но можно подать просфору в алтарь с запиской – именами своих близких, о которых мы просим священника помолиться. На просфорах священник совершает службу. Из первой, самой большой просфоры он готовит причастие, вырезает Хлеб, будущее Тело Христово. Хлеб, приготовленный для Причащения, называется Агнцем, потому что он являет собой образ страждущего Иисуса Христа, подобно тому, как в Ветхом Завете изображал Его агнец пасхальный. Части богослужебной просфоры, из которой был вынут Святой Агнец, называются антидором (буквально: «вместо Даров»). В конце литургии антидор раздаётся молящимся для подкрепления их сил. 
Следующую часть литургии, за которой верующие приготовляются к Таинству, древние назвали литургией оглашенных, потому что к слушанию ее, кроме крещеных и допускаемых к Причащению, допускаются и оглашенные, то есть готовящиеся ко Крещению, а также и кающиеся, не допускаемые к Причащению. Она оканчивается повелением оглашенным выйти из храма. 
Та часть литургии, за которой совершается Таинство Причащения, называется литургией верных, потому что одни верные (верующие), то есть принявшие Крещение, имеют право быть за этим богослужением. Каждый желающий приступить к Таинству Причащения должен испытать (открыть) перед Богом свою совесть и очистить ее покаянием во грехах, чему способствуют пост и молитва. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11, 28—29). Тот, кто причащается Тела и Крови Христовых, теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем становится причастным вечной жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем (Ин. 6, 56). Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин. 6, 54). 
О том, как часто следует причащаться Святых Таин, следует заметить, что древние христиане причащались каждый воскресный день; но ныне немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых стремящихся к благоговейной жизни — каждый месяц. Те, кто только слушает Божественную литургию, а не приступает ко Святому Причащению, могут и должны участвовать в литургии молитвой, верой и особенно непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа, Который повелел сие творить в Его воспоминание (см.: Лк. 22, 19). 
Совершение и принятие Таинства Святого Причащения в истинной Церкви христианской будет продолжаться всегда, до самого Пришествия Христова, по слову апостола Павла: «Всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьете Чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11, 26) 
Перед Таинством Святого Причащения необходимо себя особо подготовить постом, молитвою и покаянием. Желающий причаститься Святых Христовых Таин должен молитвенно подготовить себя к этому. Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове. Существует благочестивая традиция чтения трёх канонов перед принятием Святых Христовых Таин: канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице и канон Ангелу- хранителю. Церковный день начинается с вечера, поэтому накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение. 
Пост 
Перед Причастием положен литургический трехдневный пост. 
Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения. Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост — полное воздержание от питья и еды. 

Таинство Причастия

ПРОЧИТАНО И ПРОСМОТРЕНО (59)